О страстях и искушениях
Христианские психологи и священники говорят о страстях
коротко о программе
Святоотеческое учение говорит нам о том, что страсть – это не преступление, а недуг, болезнь. А где нет преступления, там нет и наказания. Христианские психологи стоят на тех же позициях. Если у человека есть психологические проблемы, то это не значит, что он какой-то неправильный и ему должно быть за это стыдно. Это значит, что человек нуждается в помощи, в психологической работе. В этом смысле и психолог и аскет мыслят одинаково – каждый на своем уровне. Надо только научиться эти уровни различать.
Как именно различать психологическую и духовную природу страстей человеческих – вы узнаете из данной лекционной программы.
После прохождения программы слушатели получат:
  • Понимание теоретических и методологических основ Святоотеческого учения о страстях.
  • Знание основных грехов и страстей.
  • Основные отличия грехов от страстей.
  • Понимание и способность дифференцировать различные формы страстей согласно православной аскетике.
  • Навыки распознавания и различения проблем психологических и проблем духовного порядка.
  • Знакомство с основными понятиями современной христианской психологии.

Программа является особенно актуальной для:
-1-
Выпускников, получивших базовое психологическое образование, находящихся в профессиональном поиске эффективных инструментов для начала профессиональной деятельности
-2-
Психологов-консультантов, работников всех сфер социального служения в храмах, педагогов, менеджеров по персоналу и других специалистов, желающих повысить свою квалификацию, обрести новые знания в области христианской психологии
-3-
Всех тех, кто хочет расширить свое представление о христианской психологической науке и практике
Учебный план программы
Борис Сергеевич Братусь
Доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, декан факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова
Гордыня
4 часа
Наталия Владимировна Инина
Психолог с 15-ти летним консультационным опытом, автор метода «Внутренний ребенок. Психология взросления»
Блуд и чревоугодие
4 часа
священник Петр Коломейцев
Священник Храма святых бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине, христианский психолог, специалист в области приходского консультирования и специальной психологии, заместитель декана по воспитательной работе факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова
Грехи и страсти, их отличие друг от друга
4 часа
Воскресенский Борис Аркадьевич
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии факультета лечебного дела РНИМУ им. Н.И. Пирогова, профессор кафедры клинической психологии МГППУ, преподаватель Свято-Филаретовского института
Печаль. Уныние. Депрессия
4 часа
священник Алексей Плужников
Настоятель Богородицерождественского храма с. Мещерино (г.о. Ступино Московской области) Малинского церковного округа Подольской епархии. Заместитель благочинного Малинского церковного округа, член Молодёжного отдела Подольской епархии
Тщеславие и сребролюбие
4 часа
священник Глеб Курский
Клирик Троицкого храма в г. Сходня, преподаватель факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова
Гнев
4 часа
Как священник я часто вижу, что люди часто идут на исповедь не с духовными, а с психологическими проблемами. Скажем человек кается в унынии, а на самом деле у него тяжелая депрессия, вызванная смертью любимой жены. И ему необходима помощь психолога.
Еще в IV веке монах и богослов Евагрий Понтийский определил и описал восемь базовых страстей, свойственных человеку, но сегодня о них вспоминают редко. Гораздо чаще люди говорят о смертных грехах, и это неудивительно, ведь простая схема «согрешил – покаялся» понятна каждому. Тем не менее, тот, кто имеет хотя бы небольшой опыт христианской жизни, знает, что исповедовать грех еще не значит избавиться от него.

Как часто мы годами каемся в одном и том же, собираясь исправиться, одуматься, но снова впадаем в тот же грех. Почему так происходит? Что мешает нам «начать новую жизнь»? Евагрий Понтийский причиной этого считал болезненное состояние души, где грех – лишь следствие, симптом, и бороться надо с причиной, т.е. со страстью, а не с отдельными ее проявлениями.

Но всегда ли мы способны понять, какая страсть нас обуревает и обуревает ли?
И здесь встает вопрос – как отделить проблемы духовные от проблем психологических.

«Как священник я часто вижу, что люди часто идут на исповедь не с духовными, а с психологическими проблемами. Скажем, девушка кается в гордыне, а начинаешь выяснять подробности – оказывается, что гордыней она называет свое нежелание подчиняться завышенным и необоснованным требованиям работодателя. Ей почему-то кажется, что это от недостатка смирения, а на самом деле она просто не знает, как, не выходя из себя, сказать «нет» и не позволить сесть себе на шею – типичная проблема людей с заниженной самооценкой. Или человек кается в унынии, а на самом деле у него тяжелая депрессия, вызванная смертью любимой жены. И ему необходима помощь психолога»
– священник Петр Коломейцев.

Курс станет особым духовным подспорьем в недели Великого поста, поможет преодолеть сомнения в собственных силах и одержать победу над ложными ориентирами в минуты духовной брани.
Список документов для зачисления на программу вы можете посмотреть вот тут: